ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное наименование широко распространенных в искусстве северного Приуралья 1-го тыс. н. э. стилизованных изображений отдельных животных и частей их тела, композиций из антропо- и зооантропоморфных фигур. Звериный стиль как особый вид декора характерен для древнего искусства многих племен и народов Европы и Азии. В наиболее развитом виде представлен у скифов, саков, древних алтайцев, сарматов.

Пермский звериный стиль обладает своим набором образов и сюжетов, рядом художественных и композиционных особенностей, связанных с местными традициями. В 19 в. этот стиль получил название Пермский, так как первые художественные изделия этого стиля были найдены в Пермской губ. Есть основания вкладывать в этот термин и этническое содержание, поскольку произв. Пермский звериный стиль создан предками пермских народов. Сходство предметов Пермского звериного стиля с памятниками древнего искусства верхнеобского Зауралья позволяет говорить о существовании единого уральского звериного стиля с его локальными вариантами на европейском Северо-Востоке, Прикамье (собственно Пермский звериный стиль) и в Западной Сибири.

Как устойчивое единство образной системы и изобразительных средств Пермский звериный стиль достиг расцвета в середине 2-й пол. 1-го тыс. н. э. Продолжив местные традиции изображения животных, Пермский звериный стиль в своем развитии испытал влияние скифо-сарматского, переднеазиатского искусства. Развился преимущественно в металлической пластике, но известны изделия из кости и дерева. В Пермском зверином стиле выполнены многочисленные бытовые и культовые предметы, детали одежды, украшения (рукоятки ножей, жезлов, чеканов, кресала, ложки, прялки, пронизки, подвески), а также вотивные плоскорельефные пластины. Для 1-й группы предметов характерны реалистичные скульптурные изображения птиц и зверей местной фауны. Для 2-йсложные зооантропоморфные образы и композиции из реальных и фантастических существ, самыми распространенным среди которых являются мотивы чело-веко-лосе-птицы на “ящере” и птицы с человеческой личиной на груди.

Предметы Пермского звериного стиля многофункциональны. Фигурки птиц и животных являлись не только украшениями, но и амулетами-оберегами. В вотивных пластинах отражены представления древнего населения ; об устройстве мира и месте человека в нем, закреплены знания о природе и человеческом обществе. Для Пермского звериного стиля характерны стилизованный реализм изображений, вписывание композиций в круг, отсутствие сложных орнаментальных мотивов. С нач. 2-го тыс. происходит схематизация образов, связанная с утратой первоначального смыслового содержания, многие сюжеты исчезают, усиливается декоративность изделий, и постепенно Пермский звериный стиль утрачивает свое значение. Отдельные его черты сохраняются в декоративно-прикладном искусстве народов Приуралья.

(Энциклопедия “Республика Коми)

Hosted by uCoz